Гиперактивный ребенок (СДВГ): причины, признаки, советы психологов. Что делать родителям?


С понятием гиперактивности детей мы сталкиваемся все чаще. Однако кто такие эти гиперактивные дети, как понять, что у ребенка имеются признаки такого состояния и как вообще реагировать на происходящее, знают далеко не все родители. Причин такого состояния малыша может быть множество, и чаще всего, оно развивается из-за недостаточного внимания к нему родителей. Хотя, нельзя исключать и врожденные причины появления гиперактивности.

1. Что такое гиперактивный ребенок

Когда речь заходит о детской гиперактивности, следует понимать, что этот термин означает нарушение нервной системы малыша, а значит это заболевания и оно должно подвергаться лечению.

Иногда гиперактивность появляется сразу при рождении ребенка. Это состояние не считается заразным, скорее оно имеет генетическую природу и возникает вследствие некоторых негативных факторов (например, родовая травма и прочее).

Часто гиперактивность у детей является признаком того, что малышам не хватает внимания. Стараясь обратить на себя внимание взрослых, они вытворяют порой самые необычные вещи, могут быть чересчур импульсивными, неусидчивыми, и редко задумываются о результатах своего поведения. Таким детям сложно концентрировать внимание, они хуже запоминают различную информацию, позднее начинают читать и имеют определенные сложности в учебе.

2. Почему дети бывают гиперактивными

Если ваш ребенок представляет собой сгусток энергии и заставить его сидеть на месте вам не представляется возможным, значит, вероятнее всего, у него имеется синдром недостатка внимания и гиперактивности.

С одной стороны, это не так уж и плохо, психологи утверждают, что гораздо страшнее, когда ребенок совершенно не проявляет активности и его обычное состояние – спокойствие. Например, практически все дошкольники в детском саду и на игровой площадке ведут себя резво и бойко. Однако, если гиперактивность вашего малыша вызывает некоторые проблемы в школе, мешает ему учиться, строить отношения со сверстниками, то возникает необходимость посетить педиатра и невропатолорга.

Синдром гиперактивности у детей является одним из самых распространенных заболеваний мозга и может продолжаться в подростковом и взрослом возрасте.

Причиной того, что у ребенка проявляется гиперактивность, может стать нездоровый образ жизни матери во время беременности (табак, алкоголь, наркотики), ее нестабильное эмоциональное состояние, чрезмерные переживания в этот период.

Также повышенное содержание сахара в крови матери имеет негативное влияние на формирование синдрома гиперактивности у ребенка.

В группу риска попадают дети, в роду которых уже встречались случаи гиперактивности или других нарушений психического здоровья. Экологический фактор также имеет свое влияние на формирование нервной системы малыша: токсические вещества вредны как ребенку в период внутриутробного развития, так и после рождения. Кроме того, преждевременные роды тоже негативно сказываются на состоянии крохи, когда его нервная система еще далека от совершенства и продолжает претерпевать изменения.

Подведем итог. К причинам развития синдрома гиперактивности у детей относят:

  • вредные привычки беременной женщины;
  • чрезмерное потребление сладостей и повышенный уровень глюкозы в крови;
  • токсины и токсические вещества (экологический фактор);
  • генетическая предрасположенность;
  • преждевременные роды, незрелый плод.

Исследования мозга показали, что при синдроме гиперактивности в детском возрасте мозг созревает по обычной модели, но с задержкой, в среднем, около 3 лет. Задержка развития наиболее ярко проявляется в участках головного мозга, участвующих в процессах мышления, внимания и планирования.

Более поздние исследования показали, что внешний слой мозга имеет замедленное созревание в целом. А его структура, отвечающая правильный обмен данными между двумя половинами мозга показывает аномальный характер роста. Эти задержки и нарушения могут лежать в основе развития синдрома гиперактивности у детей.

3. Признаки гиперактивного ребенка

Невнимательнсоть, неусидчивость, излишняя подвижность и импульсивность являются основными симптомами психического нарушения у ребенка. Многие родители скажут, что это вполне нормальное поведение для всех детей дошкольного возраста, и будут правы. В норме, действительно, все эти признаки присущи и вполне здоровым детям.

Для постановки соответствующего диагноза, ребенок должен иметь симптомы заболевания в течение полугода и более, причем они должны быть выражены более четко, чем для детей без нарушений психики того же возраста.

К симптомам гиперактивности можно отнести следующие:

  1. Невнимательность ребенка. Как правило, гиперактивным детям сложно сконцентрироваться на чем-то. Они легко отвлекаются, забывают уточняющие детали, часто переключаются с одного вида деятельности на другую. Им скучно заниматься одним делом в течение определенного периода времени, они с трудом воспринимают какую-либо информацию на слух, не могут действовать по определенным инструкциям. Из-за невнимательности они часто теряют вещи.
  2. Ребенок слишком подвижный, непоседливый. Ему сложно сидеть на одном месте, он постоянно находится в движении. Выполнение спокойных заданий, требующих усидчивости и кропотливости им дается очень сложно, ровно, как и участие в тихих играх.
  3. Импульсивность ребенка. Такие дети очень нетерпеливы, несдержанны, часто проявляют свои эмоции, руководствуясь не умом, а сиюминутным порывом, в более старшем возрасте они могут позволять себе неуместные замечания, не осознавая результатов своей деятельности. Дети постоянно перебивают чужие разговоры, бестактно вклиниваются в диалоги и деятельность других людей и сверстников.

Гиперактивность, как правило, проявляется до семилетнего возраста. У младенцев признаки нарушения имеют слабовыраженный характер и заметить из сможет только опытный специалист.

детей до года симптомы выражены не так ярко, но, если присмотреться к малышу внимательнее, их можно заметить.

Младенцы до года проявляют синдром гиперактивности в повышенном беспокойстве, плохо засыпают и тревожно спят, часто у них сбиваются биоритмы. У таких малышей часто наблюдается повышение мышечного тонуса, случаются частые рвоты из-за спешки во время кормления.

Гиперактивные младенцы не любят, когда их пеленают и всячески «выказывают» свое недовольство. Они капризны и упрямы, стремятся скорее овладеть умением сидеть, ползать, ходить и прочее. Им чуждо чувство страха, научившись ходить, они носятся сломя голову, не опасаясь падений и ушибов. Наиболее ярко это проявляется в младшем дошкольном возрасте.

4. Как лечить гиперактивность у детей

В настоящее время лечение гиперактивности осуществляется путем применения ряда процедур и медикаментов, направленных на уменьшение симптомов синдрома. Лечение включает в себя лекарственные препараты, различные виды психотерапии, диеты и комбинации методов.

Для лечения гиперактивности у детей медикаментозным или традиционным методов используются стимуляторы, которые поддерживают деятельность головного мозга, тренируя память и внимание.

Назначение не стимулирующих препаратов способны уменьшить симптомы гиперактивности, снизить импульсивность ребенка, улучшить способность сосредотачиваться на конкретной задаче. Лекарства также могут улучшить физическую координацию. Принимать лекарственные препараты следует только под пристальным контролем лечащего врача.

Следует отметить, что подобные лекарства не лечат саму гиперактивность, а только контролируют ее симптомы. Однако на фоне их приема наблюдается положительная динамика в поведении и жизнедеятельности ребенка.

Немаловажным является и то, как питается ребенок. Диетические исследования показывают, что гиперактивные дети потребляют большие количества сладостей и сахара. Избыток глюкозы, отсутствие сбалансированной диеты часто приводит к аномальному процессу метаболизма у детей. Эксперты рекомендуют анализировать продукты питания, которые едят ваши дети, чтобы выяснить, почему некоторые из них провоцируют развитие гиперактивности, делая ребенка капризным и раздражительным.

Родители должны понимать, что для растущего организма крайне важно получать все необходимые витамины и минералы.

Для начала следует увеличить количество Омега-3 жиров в рационе ребенка. Омега-3 обладают успокаивающим эффектом для многих детей с синдромом гиперактивности. А отсутствие в питании полезных веществ негативно сказываются на развитии мозговых структур, состоянии памяти, уровне запоминания, внимания и прочем.

Необходимо включать в рацион питания ребенка свежие овощи, обезжиренные или нежирные кисломолочные продукты (йогурт, кефир, творог), сыры, приготовленные из обезжиренного молока. Уменьшить потребление сахара можно, предложив малышу свежие, замороженные или сушеные фрукты или ягоды.

Печенья лучше заменить крекерами из цельнозерновой муки, увеличить потребление каш из злаков.

Из традиционных сладостей можно оставить темный шоколад, он содержит меньше сахаров, чем молочный. Это позволит снизить уровень адреналина и норадреналина в крови, которые делают детей нервными и взволнованными. Мороженное лучше выбирать ванильное, поскольку этот компонент известен своими успокаивающими свойствами.

5. Особенности воспитания гиперактивного ребенка: советы родителям

Как бы банально не звучало, но гиперактивные дети нуждаются в повышенном внимании к себе, понимании со стороны родителей, воспитателей в детских дошкольных заведениях и педагогов в школе. От этого зависит и эмоционально-психическое состояние ребенка, и его успехи в обучении и усвоении нового материала.

Основным требованием, предъявляемым к родителям гиперактивных детей является проявление любви и заботы о малыше. Дети должны слышать, что их любят и ценят.

Существуют некоторые рекомендации или педагогические правила, рекомендуемые психологами и специалистами по воспитанию гиперактивных малышей для облегчения состояния как их самих, так и их родственников. Их не так много, поэтому любой родитель в состоянии запомнить их и применять на практике. Рассмотрим их.

  1. С ребенком важно установить контакт, обращаясь к нему с какой-либо просьбой, необходимо смотреть ему в глаза, а не обращаться «к стене». Если слова малышу не достаточно, родитель должен прикоснуться, повернуть ребенка к себе. Нужно убрать все, что может помещать контакту (игрушки, музыка, телевизор и т.д.).
  2. Закон постоянства правил. Существуют правила поведения и они всегда постоянны. Эти правила должны быть понятными для ребенка, конкретными и выполнимыми.
  3. Порядок и безопасность. Для гиперактивных детей то правила чрезвычайно важно. Родители должны сделать все, чтобы максимально обезопасить малыша.
  4. Режим во всем. Чем чаще с гиперактивным ребенком повторять привычных ему распорядок действий, тем лучше это будет сказываться на его состоянии. Даже если это выходной, необходимо стараться придерживаться режима дня, это поможет ему лучше адаптироваться в обществе.
  5. Родители довольно часто ругают своих детей, настолько часто, что иногда совсем перестают замечать какие-либо детские успехи. Между тем, для гиперактивных детей (да и для обычных тоже) очень важно, чтобы родители хвалили их за какие-то, хоть и незначительные, успехи. Особенно важен олимпийский принцип для гиперактивных детей – не победа, а участие.
  6. Задача родителей найти у ребенка те особенности, в которых он проявляется наилучшим образом и развивать эти способности (танцы, гимнастика, рисование, лепка, пение и так далее).
  7. Избыток энергии нужно уметь направлять в нужное русло.

6. Заключение

Подводя итоги, следует сказать, что очень важным аспектом в воспитании гиперактивных детей является позиция родителей. От того, насколько они открыты для общения с ребенком, насколько внимательны к его проблемам и интересам, зависит, как справится малыш с нарушением своей психики, насколько легко ему будет учиться в школе и адаптироваться в социуме.

Источник: ChildAge.ru

Зачастую наиболее часто встречаемой причиной гиперактивности ребенка является нехватка внимания. Своей чрезмерной подвижностью и занятостью он пытается привлечь родителей, сверстников, учителя к себе. Иногда же такой причиной может стать особенность характера человека. Однако наибольшее влияние имеют многие другие факторы: в группе риска дети, которые появились на свет через кесарево сечение, искусственники и т. д. Поэтому достаточно важно разобраться в первопричине.

Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. Советы родителям гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.

Ученые доказали, что гиперактивность является диагнозом

На протяжении долгого времени данный диагноз считался лишь особенностью поведения ребенка, но совсем недавно было доказано, что это является психическим отклонением, которое нельзя исправить простыми педагогическими методиками. И если в семье есть гиперактивный ребенок, что делать родителям? Советы психолога помогут в этом разобраться.

Что интересно, в 2020 году были проведены исследования, которые показали: в основе данного заболевания лежат физиологические и генетические причины, и сам синдром относится не только к педагогике и психологии, но и связан с медициной.

Основные причины возникновения

  • Недостаток необходимых гормонов в организме ребенка.
  • Перенесенные заболевания и травмы.
  • Болезни матери во время беременности.
  • Любые болезни, которые перенес ребенок еще младенцем. Они могли повлиять на работу мозга.

И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте. Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?

Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.

Болезнь в зрелом возрасте

На самом деле многие взрослые люди страдают от данного заболевания, но чаще всего их попросту считают чересчур импульсивными, активными и взбалмошными. Данный синдром возникает в детстве, он еще не до конца исследован, поэтому не доказано, что оно остается и в более зрелом возрасте.

Как распознать гиперактивного ребенка

С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.

Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен. Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать. Итак, перед вами гиперактивный ребенок (1 год). Что делать родителям? Таким детям придется уделять намного больше внимания, и для достижения результатов необходимо приложить усилия.

Критичный возраст

Когда дело доходит до подготовительных занятий, ребенку также сложно сосредоточиться на одном задании: он не может усидеть на месте, довести до конца хотя бы одно дело или же сделать упражнение внимательно и сосредоточенно. Малыш делает все спустя рукава, чтобы закончить работу и приступить к чему-то новому.

Разумные советы родителям гиперактивного ребенка может дать только специалист, также как и распознать гиперактивность. Но прежде чем обратиться к профессионалу, мать и отец должны понаблюдать за своим чадом, определить, насколько чрезмерная активность и импульсивность мешает ему в обучении и построении взаимоотношений со своими сверстниками. Какие ситуации настораживают?

Основные симптомы

  1. Невнимательность. Ребенку всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи. Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему. Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.
  2. Импульсивность. На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
  3. Гиперактивность. Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду. Даже во время сна он не спокоен — постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.

Гиперактивный и активный: различия

Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия – активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам. Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.

Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.

Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.

В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.

Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.

Обучение в школе

Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет. Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок. Поэтому в адаптационный период необходимы рекомендации родителям гиперактивных детей, так как этот возраст является наиболее критическим. Можно отвести ребенка к психологу. Если у вас гиперактивный ребенок, рекомендации специалистов нужно соблюдать буквально во всем.

Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.

Советы родителям гиперактивного ребенка

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.

Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.

Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его – нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.

Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.

Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем ребенку адаптироваться к школе и усваивать новый материал.

Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.

Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.

Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.

Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.

У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.

Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.

Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.

Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.

Работа в школе

Изначально учитель должен знать о наличии гиперактивного ребенка у себя в классе, чтобы в дальнейшем правильно строить работу с ним, поэтому родители должны заранее предупредить педагога, а также поделиться всей имеющейся информацией.

В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю – так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.

Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.

Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.

Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.

Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.

Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.

С такими детьми педагогу работать очень сложно, но все же если найти правильный подход, результат будет отличным. Гиперактивные дети хорошо развиты интеллектуально, о чем свидетельствует множество тестов, но им сложно справляться со своим темпераментом.

Источник: FB.ru

Любой родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым человеком, способным достичь успехов в любом начинании. Однако процесс воспитания вовсе не так прост, как хотелось бы.

Нередко родители вынуждены сталкиваться с такими трудностями, которые не получается решить собственными силами и тогда приходится обращаться за помощью к психологу. Одним из таких препятствий для мам и пап является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей.

Синдром гиперактивности – что это такое?

Ваш ребенок любит бегать, прыгать и шалить и это заставляет вас волноваться, навевает мысли о его гиперактивности? А зря. Не каждый непоседливый ребенок является обладателем синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такой диагноз может поставить только специалист, который в результате и назначит обязательное медикаментозное лечение с последующей психологической коррекцией.

Если говорить о терминологии, то СДВГ – это состояние, при котором ребенок не может сосредотачивать свое внимание на чем-либо и сдерживать свою чрезмерную активность.

Чаще всего СДВГ появляется у детей в возрасте двух-трех лет, но к специалистам родители начинают обращаться, когда ребенку исполняется около шести лет. В основном подобная «задержка» связана с тем, что именно в этом возрасте начинается активная подготовка ребенка к школе и именно в этот период родители начинают более внимательно реагировать на поведение и эмоциональное состояние будущего школьника.

Причины детской гиперактивности

Детская гиперактивность формируется по причине незрелости коры головного мозга, что приводит к возникновению трудностей у ребенка, связанных с распознаванием внешних сигналов. В результате, ребенок становится суетливым, дерганым, невнимательным и беспокойным, а также возможно неконтролируемые приступы повышенной раздражительности.

Причин формирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности может быть огромное количество, но среди основных и самых распространенных выделяют следующие:

  • Наследственная предрасположенность. Если в семье у кого-либо из родственников в детстве наблюдался СДВГ, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь предрасположенность к этому заболеванию.
  • Осложнения в период беременности и родов, родовые травмы. Вредные привычки, неправильное питание, злоупотребление алкоголем, принятие сильных лекарственных средств в период беременности могут привести к развитию различных заболеваний у еще нерожденного малыша. Сложные роды, недоношенность, кесарево сечение, асфиксия у новорожденного также могут привести к образованию СДВГ.
  • Ушибы, травмы в области головы, тяжелые заболевания, перенесенные в младенчестве и раннем детстве. В случае, если ребенок перенес тяжелое заболевание, особенно инфекционной направленности, получал травмы головы или серьезные ушибы, то СДВГ запросто может стать последствие случившегося.
  • Социальный фактор. Не последнюю роль в возникновении дефицита внимания играют и условия, в которых проживает ребенок. Неблагополучная обстановка в семье способна оказать пагубное влияние на развитии малыша и усугубить ситуацию еще больше.

Признаки гиперактивности у ребенка

Для того чтобы понять, можно ли назвать ребенка гиперактивным, необходимо, прежде всего, разобраться с основными симптомами синдрома дефицита внимания. Особое внимание следует уделить периодичности проявления симптомов СДВГ. Говорить о присутствии признаков синдрома можно только в том случае, если они наблюдаются у ребенка непрерывно в течение шести месяцев.

Специалисты утверждают, что говорить о возможности постановки диагноза СДВГ у ребенка можно только в тех случаях, когда он:

  • Не может проявлять усидчивость более десяти минут. Любая увлеченность занятием пропадает при любом отвлекающем факторе.
  • Находится во взвинченном состоянии, постоянно двигается, дергается и не может усидеть на месте.
  • Не отличается застенчивостью и покладистостью.
  • Задает много вопросов, но не всегда способен дождаться ответов на них.
  • Требует всеобщей сосредоточенности на своей персоне во время игр.
  • Глотает окончания слов в процессе разговора, перескакивает с одного действия на другое, запросто бросив начатое.
  • Видит кошмары, часто просыпается посреди ночи из-за недержания мочи.
  • Постоянно ругается со сверстниками, испытывает сложности в знакомствах с новыми людьми, не может играть спокойно в коллективе и часто мешает игре других детей.
  • Испытывает сложности с усвоением школьной программы. В данном случае проблема тесно связана с невозможностью мозга обрабатывать большие объемы поступающей информации.
  • Проявляет признаки рассеянности и замкнутости, теряет личные вещи, игрушки и школьные принадлежности.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой, испытывает трудности с завязыванием шнурков и застегиванием пуговиц.
  • Практически не реагирует на замечания и критику взрослых.
  • Часто ощущает головные боли, легкие головокружения и приступы тошноты.

Важно

Помните, что поставить диагноз СДВГ может только врач, причем только в том случае, если у ребенка длительное время проявляется не менее 8 симптомов из вышеперечисленных.

Что делать родителям гиперактивного ребенка

Если вашему ребенку диагностировали синдром дефицита внимания и гиперактивности, то не впадайте в панику. При грамотной работе специалистов данное заболевание без особых проблем поддается лечению и коррекции. Наиболее эффективным методом коррекции гиперактивности принято считать индивидуальные и длительные занятия родителей с ребенком или квалифицированная помощь психолога.

Работа психолога зачастую направлена в данной ситуации на выработку усидчивости и внимательности. Для начала ребенка пытаются приучить выполнять кратковременные задания, постепенно увеличивая временной диапазон. То есть, если на первом задании ребенку предложили решить простенький ребус, рассчитанный на 2-3 минуты активной работы, то в дальнейшем сложность задания будет только увеличиваться.

В случаях, когда диагноз СДВГ ставит психиатр либо же невролог, то ребенку назначают медикаментозное лечение, рассчитанное на решение проблем в работе головного мозга. В любом случае, прежде чем предложить какое-то конкретное лекарство, врачи проведут длительное и максимально полное исследование малыша.

Важно

Не вздумайте заниматься лечением ребенка с помощью различных народных средств и лекарств седативной направленности, продающихся без рецепта. Своей неразумной инициативой вы сможете только усугубить развитие синдрома.

Гиерактивный ребенок и рекомендации психологов

Многие родители боятся обращаться за помощью к психиатрам и неврологам, опасаясь непонятно чего. Зачастую подобная паранойя обусловлена различными страшилками про злых эскулапов, которые только и ждут, как бы замучить ребенка новомодными психотропными веществами.

Не уподобляйтесь подобной глупости, но если все же вы опасаетесь медицинских работников, то воспользуйтесь рекомендациями психологов:

  • Не относитесь к гиперактивности своего малыша, как к недостатку, приучите себя к мысли, что это просто его особенность.
  • Будьте терпеливы по отношению к ребенку и не злитесь, если он не расслышал вас с первого раза.
  • Не кричите на своего непоседу. Если ребенок ощутит на себе проявления вашей раздражительности, то окончательно потеряет контроль над собственными эмоциями. Так что вместо того, чтобы трясти его и кричать, что он должен успокоиться, обнимите его, погладьте по спине и тихим голосом узнайте, что у него случилось.
  • Возьмите привычку слушать вместе с ребенком спокойную и расслабляющую музыку. Для подобных сеансов релаксации отлично подойдут классические композиции.
  • Не давайте ребенку сразу много игрушек. Начните с пары самых любимых, пусть он учится сосредотачивать свое внимание на них.
  • Будьте внимательны к своему ребенку и при появлении первых признаков агрессии, отвлекайте его на другой вид занятости.
Источник: blizosti.net

Узнайте, каких детей можно назвать гиперактивными. Как с ними себя вести, общаться, играть. Также почитайте советы психологов родителям маленьких непосед.

Сейчас увидеть очень активного ребенка на улице не редкость. Такие дети не могут долго стоять на одном месте, мало реагируют на замечания, запреты, перебивают старших, громко говорят. К сожалению, взрослые не понимают, что это недуг, и не стоит раздраженно реагировать на малыша-энергетика.

Данный синдром называется — гиперактивность (дефицит внимания). К таким деткам требуется особое отношение, родители должны помочь своему чаду избавиться от этой психологической болезни.

Признаки гиперактивного ребенка

  • Нервная система слишком активного малыша работает на пределе. Он не может самостоятельно регулировать расход энергии, концентрировать долго внимание на чем-то. Такие симптомы заметны в уже раннем возрасте (в 2-3 годика)
  • Складывается мнение, что ваш малыш совершенно не слушает вас. Он может отвлекаться на любые шумы, действия, быстро менять занятие
  • Часто у таких деток наблюдается задержка развития речи, нарушение сна
  • Они не воспринимают никаких правил, норм. Не любят, когда им запрещают что-либо
  • Забывают, где положили ту или иную вещь. А иногда и вовсе теряют одежду, обувь и другие предметы
  • Они часто плачут, волнуются. Им присущи беспокойство, эмоциональность, неусидчивость, импульсивность, резкие перемены настроения

ВАЖНО: Не стесняйтесь обратиться к психологу, если заметили такие проблемы у вашего малыша. Опытный специалист поможет справиться с ней. Подскажет, как действовать родителям, чтобы не возникало конфликтных ситуаций.

Гиперактивные дети: причины

До конца эта патология ещё не изучена. Ученые ещё изучают, что является первопричинами её. Однако уже с точностью можно сказать, какие факторы отрицательно сказываются на здоровье малыша. Синдром ДВГ возникает, если:

  • родители в детстве тоже имели такое расстройство, т.е. гиперактивность передается наследственным путем
  • будущая мама злоупотребляла горячительными напитками, курила
  • у малютки в утробе матери наблюдается кислородное голодание
  • у беременной сильный токсикоз, анемия, угроза срыва
  • имеется несовместимость крохи и матери по резус-фактору
  • у будущей мамы тяжелая работа, она испытывает стрессы
  • у роженицы затяжные, тяжелые с патологиями роды
  • имеют место у новорожденного травмы головы
  • у крошки недостаток витаминов, минералов в результате неправильного питания
  • неблагоприятная среда, экологические загрязнения, электромагнитные излучения от компьютера, телевизора

Что делать с гиперактивным ребенком дома

  • Маме и папе в первую очередь надо проявлять терпение. Не пытайтесь ограничивать движения вашего чада, будьте готовы, что малыш будет бегать, лазить по мебели, прыгать и ещё успевать отвечать на ваши вопросы
  • Пытайтесь хвалить малыша, как можно чаще, даже, если он не полностью выполнил поставленную вами задачу. К такого рода похвале гиперактивные дети относятся весьма положительно
  • Заметьте, когда ребенок начинает чем-то интересоваться на долгое время, старайтесь не отвлекать его. В следующий раз опять увлеките его этим же занятием
  • Регулярно, не отвлекаясь, проводите занятия с ребенком хотя бы две минуты по три раза в день. Постройте график, их проведения и соблюдайте ежедневно время уроков. Тренируйте внимание малыша
  • Внимательно следите за своим непоседой, уберите предметы, которые могут навредить малышу
  • Играйте с ним в подвижные игры, не пытайтесь за провинность поставить его в угол, усадить на стул. Просто покажите, что малыш вас расстроил тем или иным поступком
  • Заметьте, когда у непоседы снижается активность, старайтесь в это время ему что-то почитать, чем-то заняться полезным

Взаимодействие с гиперактивным ребенком

Чтобы был какой-то порядок, вам необходимо приучать малыша к четкому режиму дня. Он должен точно знать, когда можно бодрствовать, когда надо поесть и во сколько ложиться спать. За один-два дня, конечно, сделать это не получится, но если настойчиво, без криков, маленькими хитростями обучать малютку установленным правилам, то и вам, и вашему ребенку будет намного легче в дальнейшем в моральном плане.

Дни надо делать немного однотипными. Например, утром малыш проснулся, умылся, почистил зубки, позавтракал, началась активная фаза. Потом через время — небольшое занятие, обед. Затем прогулка на улице, полдник, чтение книги, игры, вечером ужин, общение с папой, который пришел с работы. Ровно в девять вечера, мама расстилает кровать, включает любимый ночничок, кроха после водных процедур ложится в пастель. Мама читает любимую книжку.

ВАЖНО: Чрезмерная мягкость родителей в воспитании непосед не приветствуется. Следите, чтобы ваше чадо не переутомлялось.

Воспитание гиперактивного ребенка
гиперактивный ребенок 1 год. Что делать?

В один годик трудно определить, какой малыш просто активный или гиперактивный. Чаще всего такой диагноз психотерапевты ставят лишь в четыре-шесть лет. А в таком малом возрасте родителям надо просто окружить ваше любимое чадо вниманием, заботой. Как говорилось ранее, приучать к строгому режиму. Стараться, чтобы у малютки не было негативных впечатлений. Для этого в доме нужен покой, чтобы взрослые не ругались, меньше шумных компаний, всякого рода гуляний.

Создайте уютную обстановку. Играйте с малышом в подвижные игры. Старайтесь меньше бывать в местах, где большие скопления людей и можно получить слишком много новых эмоций (например, в супермаркетах). Разрешайте малютке самостоятельно чем-то заниматься. К примеру, пусть сам учится кушать с помощью ложки. Даже, если у него получается это не правильно — не мешайте. Главное, что он акцентировал свое внимание на этом и в это время он спокоен, чем-то занят.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Постарайтесь не отдавать свое непоседливое чадо в шесть лет в школу. Ведь ему будет очень сложно сконцентрироваться на уроках. Пусть вначале он походит на занятия в садике. Только заранее попросите воспитателя не привязывать его к одному месту, пусть сидит там, где ему удобно, двигается, играет, прыгает.

Хотя очень часто бывает, что ребенок начинает грубить воспитателям, не находит общего языка с детьми. В таких случаях родителям лучше поменять группу или даже садик. Чтобы не усугубить положение. К сожалению, не все воспитатели способны найти определенный подход к таким деткам.

Гиперактивность у детей школьного возраста

Гиперактивному ребёнку особенно тяжело быть внимательным на уроках. Начальная школа для непоседы — это настоящее испытание. Ведь до этого малыш мог делать практически все, что угодно, а на занятиях необходимо сидеть на одном месте, внимательно слушать учителя. Такие требования для детей с синдромом ДВГ невыносимы. Как результат — у школьников возникают проблемы с обучением. Им трудно дается чтение, письмо, математика.

Для избавления от таких проблем родители должны активно поддерживать свое чадо. В обязательном порядке обратитесь к психологу, детскому врачу — не игнорируйте проблему. Пусть школьнику назначат медикаментозное лечение и не только. Психолог подскажет, как правильно заниматься с ребенком.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям советы психолога

Чтобы постепенно справиться с гиперактивностью вашего ребенка, применяйте на практике следующие советы психологов-специалистов:

  • СОВЕТ: Не давайте школьнику сразу несколько заданий. Пусть вначале справится с одной простой работой, затем приступайте к следующей
  • СОВЕТ: Не ставьте целей своему непоседе на далекое будущее, он все равно о них забудет. К примеру, если ты будешь целый месяц убираться у себя в комнате, то мы тебе с папой подарим новый велосипед. Лучше скажите, что, если ты сейчас уберешь игрушки, то я тебе дам поиграть на компьютере
  • СОВЕТ: За каждое хорошо выполненное задание давайте ребенку поощрение (жетон). К примеру, если ты насобираешь двадцать жетонов, то мы тебе подарим щенка
  • СОВЕТ: Если завтра вы собираетесь в поликлинику, то уже сегодня обдумайте, чем можно заняться там, в ожидании очереди к врачу
  • СОВЕТ: Старайтесь приучать ребенка ощущать время. Для этого при выполнении какого-либо задания применяйте песочные часы, таймер. В дальнейшем благодаря этому малыш не будет откладывать важные дела на потом

Занятия с гиперактивными детьми

Такие дети импульсивны, не могут бороться с эмоциями, поэтому надо найти к ним свой подход. Занимаясь со школьником, придерживайтесь нижеперечисленных правил:

  • не жалейте для ребенка комплиментов за хорошо выполненную работу
  • не требуйте слишком много от него, но и слишком мало нагружать его тоже не вариант
  • заранее продумайте ситуацию и произведите её, чтоб ребенок смог проявить себя с лучшей стороны
  • игнорируйте плохие поступки детей, не акцентируйте на них всеобщее внимание

Игры для гиперактивных детей

В основном, игры для таких малышей созданы для корректировки их внимания.

Игра — Внимание

Предложите ребенку запомнить простое движение. Попросите его повторить за вами. Потом второе простое движение, тоже пусть повторит его. Затем пусть повторит первое и второе поочередно. И так доведите до пяти движений. После чего попросите непоседу вспомнить самостоятельно движение № 4, 2, 3, 1, 5

Игра — Ладошки

Подходит для малышей. Хлопните ладошками перед собой. Потом хлопните в ладоши с малышом, опять перед собой. Затем левой рукой с малышом, перед собой и правой. И так повторите несколько раз, пока не получится быстро.

Игра — Светофор

Нарисуйте три круга: красный, желтый, зеленый, вырежьте их. Потом поочередно показывайте детям. Зеленый — значит можно бегать, кричать, прыгать и т.п. Желтый — можно ходить, разговаривать шепотом. Красный — стоять на месте, молчать.

Игра — Лапки зверюшки

Заранее приготовьте несколько предметов: пузырек из стекла, кисточку для макияжа, опушку, ручку. Каждому предмету придумайте название зверюшки. Попросите малыша закрыть глаза. По ручке, щечке погладьте ребенка любым из этих предметов и предложите угадать — что за животное это было

ВАЖНО: Если непоседа не готов сейчас играть в игры на внимание, усидчивость, отложите данные занятия на потом. Насильно усаживать, заставлять ребенка не надо.

Общение с гиперактивным ребенком

  • Как писалось выше, важно чтоб у малыша был четкий распорядок. Когда первоклассник собирается в школу, родители должны помогать ему
  • Без лишней информации и последовательно напоминать: положи тетрадь по математике, когда он сделает это, тогда следующее — положи учебник арифметики и т.д. Но это поначалу, потом можно написать памятку прямо возле его рабочего пространства
  • Не говорите слово — «Нельзя». Применяйте его в комплексе со словом — «Можно». Например, не рисуй на обоях, рисуй на этом листке. Не бросай снежки в девочку, бросай в дерево
  • Старайтесь переключать негативные реакции малыша, на позитивные

Гиперактивный ребенок — Комаровский

Доктор Комаровский утверждает, что родители должны получать информацию от врачей, как действовать в той или иной ситуации, учиться правильно, обращаться с такими детьми. Отлично, если в воспитании ребенка-непоседы мамам и папам помогут и бабушки с дедушками. Ведь родителям тоже периодически не помешает отдохнуть. Как правило, недуг недостатка внимания и гиперподвижности исчезает в подростковом возрасте.

Видео: десять правил воспитания непоседы

Источник: heaclub.ru

В настоящее время все больше родителей ищут ответ на вопрос о том, что делать, если врачи поставили диагноз «гиперактивный ребенок». К сожалению, чрезмерная активность мешает крохе вести нормальный образ жизни, поэтому существует необходимость дать практические советы для взрослых, которые сталкиваются с такой патологией у детей.
Ученые отделили гиперактивность от других патологий и дали определение «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ)
. Однако такое отклонение в психике до сих пор полностью не исследовано.

Как отличить гиперактивность от активности?

Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру.
  • Сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее.
  • Отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям.
  • Дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.

Проявляться такое расстройство в возрасте двух лет. Однако существуют некоторые признаки гиперактивного ребенка, которые можно заметить и в год. Часто взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока карапуз не вырастает. Тогда от него начинают ожидать большей самостоятельности. Однако проявить ее малыш не в силах из-за нарушений психического развития.

Синдромом дефицита внимания чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с СДВГ составляет только 10%.

Почему ребенок гиперактивный?

Причин такого расстройства много. Самыми распространенными из них являются:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
  • Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
  • Прием матерью наркотиков, алкоголя.
  • Травмы головы, возникающие во время родов.
  • Тяжелые или преждевременные роды.
  • Скудный или неправильный рацион питания крохи.
  • Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
  • Конфликты внутри семьи.
  • Авторитарный стиль воспитания.

Какого ребенка можно назвать гиперактивным?

Специалисты-медики относят ребенка к категории « гиперактивный», если у него проявляются следующие признаки:

  • Увлеченность делом длится не более 10 минут. При любом отвлекающем факторе, его внимание переключается.
  • Карапуз постоянно взбудоражен, невнимателен. Во время занятий или уроков не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
  • Поведение его не отягчено застенчивостью. Проявляет непокорность даже в незнакомых местах.
  • Задает много вопросов, однако в ответе на них не нуждается. Иногда дает ответ, не дослушав все предложение. Во время игр требует всеобщей сосредоточенности на его персоне.
  • Речь ускоренная, глотает окончания слов. Часто перескакивает с одного действия на другое, не закончив начатое.
  • Беспокойный сон – один из признаков гиперактивного ребенка. Случаются ночные кошмары, недержание мочи.
  • Постоянные конфликты со сверстниками не дают завести друзей. Спокойно играть не может, вмешивается в игру других ребят. Во время уроков выкрикивает с места, мешает своим поведением.
  • Гиперактивные дети часто не усваивают программу школьного курса.
  • Отклонения в работе мозга при обработке информации. Выполняя задания, часто испытывает трудности.
  • Кажется, что чадо не слышит то, что говорят ему взрослые.
  • Рассеян, теряет личные вещи, школьные принадлежности, игрушки.
  • Неуклюжесть в движениях гиперактивного ребенка часто бывает причиной травм и порчи вещей.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой: испытывает затруднения при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, каллиграфии.
  • Не реагирует на замечания взрослых, запреты, наказания (Советы: как правильно наказывать).
  • Подвержен частым головным болям, бывают нервные тики.

Помните, что диагностировать СДВГ может только врач. Причем лишь в том случае, если доктор обнаружил не менее 8 симптомов гиперактивного ребенка. Диагноз ставится на основании результатов МРТ мозга, ЭЭГ, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Посредственные способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности нашим невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования.

Если Вашему чаду поставили такой диагноз, не стоит бояться и опускать руки. Не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.

Что делать родителям гиперактивного ребенка?

Для решения проблемы родителям гиперактивных детей необходимо учитывать следующие советы:

  • Позаботьтесь о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение крохи. Постарайтесь не менять режимные моменты. Это убережет от вечерних истерик, сделает его сон спокойнее.
  • Погода в доме. Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат разрушительную активность. Избегайте шумных праздников, неожиданных гостей.
  • Секции. Спортивные занятия направят энергию живчика в позитивное русло. Контролируйте систематичность посещения занятий, для гиперактивного ребенка это важно. Избегайте видов спорта соревновательного характера. Лучше выбрать аэробику, лыжный спорт, плаванье. Благотворно влияет на развитие мышления карапуза занятия шахматами. Во время шахматных партий у него работают оба полушария одновременно, что позитивно влияет на развитие умственных способностей.
  • Выброс энергии. Если поведение детей не мешают окружающим, не нужно сдерживать их. Пусть выплеснут свои эмоции. После такого «самоочищения» ребенок станет спокойнее.
  • Наказания. Когда есть необходимость воспитательных воздействий, постарайтесь не выбирать такие наказания, при которых карапузу придется долго сидеть на месте. Для него это невыполнимая задача.
  • Золотая середина. Не нужно чрезмерно давить на непоседу. Завышенные требования, жесткость в воспитании гиперактивного ребенка только навредят. Но стоит опасаться излишней заботы в отношении такого малютки. Дети чувствуют слабость взрослых, они быстро учатся манипулировать. Тогда воспитание чересчур активных ребят становится неуправляемым.
  • Питание. Еда для таких деток должна быть полезной. Исключите сладости, продукты с искусственными добавками, колбасы, полуфабрикаты. Улучшить работу мозга можно приемами комплекса витаминов в межсезонье. Ежедневное меню должно содержать овощи, фрукты. Обязательно вводите в рацион продукты, содержащие кальций, железо, магний.
  • Лишние впечатления. Места избыточного скопления людей возбуждают гиперактивного малыша. Избегайте совместного посещения супермаркетов, общественного транспорта.
  • Телевидение. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Однако пара добрых мультфильмов в день поможет. За просмотром телевизора непоседа тренирует усидчивость.
  • Поощрение. Не жалейте слов похвалы для слишком активных детей. Для них важно осознавать, что они на пути к победе над негативизмом.

Лечение и коррекция гиперактивного ребенка

Существует несколько практических советов по лечению гиперактивного ребенка:

  • Лечебный массаж. Назначаемый массаж поможет снять мышечное напряжение, успокоит кроху, расслабит его.
  • Физиотерапия. Улучшает снабжение коры головного мозга кровью электрофорез с лекарственными препаратами.
  • Консультации психолога. Скорректировать поведение и научиться сдерживать импульсивные порывы поможет игровая терапия. Занятия с психологом или психотерапевтом развивают речь малыша, улучшают мелкую моторику рук гиперактивного ребенка. При систематических упражнениях улучшается внимание.
  • Лечебная гимнастика, бассейн. С их помощью укрепляется нервная система, а лишняя энергичность уходит.
  • Техника Алексеева, аутогенные тренировки, модель Шульца. Данные комплексы упражнений будут полезны для расслабления мышц, они помогут ему спокойно уснуть. Первое время такую терапевтическую работу с гиперактивным ребенком проводят только под наблюдением специалиста.

Рекомендации психологов

Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:

  • Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
  • Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
  • Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
  • Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
  • У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
  • Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Осуществлять лечение гиперактивного ребенка можно и в домашних условия при помощи:

  • Медикаментов. К такому способу прибегать нужно в последнюю очередь. Доктор может прописать успокоительные препараты на основе растительных компонентов. Ноотропные препараты благостно влияют на обменные процессы в коре головного мозга, улучшают память, внимание крошки. Не стоит ждать быстрых результатов от успокоительных для гиперактивных детей, лекарства начнут действовать только через несколько месяцев.
  • Расслабляющих ванн. Перед сном можно ежедневно применять успокоительные ванны. Температура воды должна быть не выше 38. Добавьте в воду вытяжку из шишек хмеля, хвои.
  • Народных средств. Для снятия напряжения применяют отвары успокаивающих трав. Их принимают по полстакана дважды в день. Можно приготовить смесь для укрепления нервной системы из клюквы с алоэ, перекрученных мясорубкой, с добавлением меда. Такая вкусная питательная смесь дается полугодичным курсом трижды в день.

Доктор Комаровский о гиперактивном ребенке

Знаменитый украинский педиатр Евгений Комаровский считает, что:

  • Гиперактивным можно считать того ребенка, у которого возникают проблемы во время общения с друзьями в школе или в детском саду. Если коллектив не принимает карапуза, а школьная программа не усваивается, то можно говорить о болезни.
  • Чтобы гиперактивный карапуз прислушался к Вашим словам, необходимо для начала привлечь к себе его внимание. Когда малыш чем-то занят, он вряд ли отреагирует на просьбу родителей.
  • Не нужно менять своего решения. Если Вы запрещаете что-то, то этот запрет должен действовать постоянно, а не от случая к случаю.
  • Безопасность в семье с непоседами должна стоять на первом месте. Необходимо организовать жизненное пространство для гиперактивных детей так, чтобы он не мог во время игры нанести себе травмы. Требуйте собранности и аккуратности не только от малыша, но и от себя.
  • Не нужно просить живчика выполнять сложные задачи. Постарайтесь разделить такую работу на простые этапы, так Вы добьетесь лучших результатов. Используйте план действий в картинках.
  • Нужно хвалить при любом удобном случае. Даже если маленький художник не до конца раскрасил картинку, похвалите его за аккуратность и старание.
  • Необходимо заботиться о собственном отдыхе. При любой возможности родители должны отдыхать. Можно воспользоваться помощью родственников и попросить их немного погулять с малышом. При воспитании гиперактивных детей очень важно спокойствие и уравновешенность его родителей.

У Вашего особенного малыша не должно быть сомнений, что родители его очень любят. Правильное поведение родителей в воспитании гиперактивного ребенка решит эту проблему. Уделяйте внимание карапузу, придерживайтесь советов специалистов.

Источник: vospitulya.ru

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо сдвг; англ. Attention-deficit/hyperactivity disorder (adhd)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.

Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Считается, что дети «перерастают» этот синдром, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.

СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 2020 годов. В Существовании сдвг сомневается ряд медиков, педагогов, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые считают, что такого заболевания, как сдвг, не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.

История изучения вопроса о СДВГ

В середине xix века немецкий врач-психоневролог генрих хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище «непоседа фил». С 60-х годов xx века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга).

С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в международную классификацию болезнен (мкб) под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется и том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это и первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.

Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточном подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: карапуз не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие СДВГ, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гипепактивностью и импульсивностью.

СДВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (поданным разных исследовании, им страдают от 2.2 до 18 процентов малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. СДВГ встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Классификация СДВГ

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания;
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  • Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).
  • Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.

    Причины гиперактивности.

    Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

    Генетические (наследственная предрасположенность);Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);Социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

    Как определить, есть ли СДВГ у вашего ребенка?

    Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, общем заключении специалистов. Родители могут заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу — за консультацией, а затем вместе с ними начать помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

    Особенности, характерные для детей с гиперактивностью, система критериев, по которым она определяется.

    1. При невнимании:

    – имеет незаконченные проекты;
    – отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
    – слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
    – с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
    – имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
    – часто теряет вещи;
    – избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
    – часто бывает забывчив.

    2. Сверхактивность:

    – ерзает, не может усидеть на месте;
    – проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
    – мало спит, даже в младенчестве;
    – находится в постоянном движении (с «мотором»);
    – очень говорлив.

    3. Импульсивность:

    – отвечает до того, как его спросят;
    – не способен дождаться своей очереди;
    – часто вмешивается, прерывает;
    – резкие смены настроения;
    – не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
    – не подчиняется правилам (поведения, игры);
    – имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).

    Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, то следует обратить на это большое внимание. Родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны обратиться к врачу-неврологу, психологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Желательно не ограничиваться консультацией, а пройти комплексное обследование, длящееся 2-3 часа.

    Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.

    Первый — субъективный — включает субъективную оценку повеления ребенка исходя из общепринятых диагностических критериев, разработанных американской психиатрической ассоциацией (см. «диагностические критерии СДВГ). Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.

    Второй этап — объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и во времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводит, у детей только начинай с пяти — шестилетнего возраста.

    На третьем этапе проводят электро-энцефалографическое исследование — с помощью электродов, накладывающихся на голову, регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безвредны и безболезненны. По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.

    Магнитно-резонансная томографии (mpt) -метод диагностики (не связан с рентгеновским излучением), позволяющий получить послойное изображение органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию исследуемой области. В основе метода лежат свойства некоторых атомных ядер при помещении их в магнитное поле поглощать энергию в радиочастотном диапазоне и излучать ее после прекращения воздействия радиочастотного импульса. Для мрт разработаны различные импульсные последовательности изображении исследуемых структур для получения оптимального контраста между нормальными и измененными тканями. Это один из самых информативных и безвредных методов диагностики.

    Особенности лечения СДВГ

    Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога/невролога, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка очень важна для закрепления навыков, которые появляются у ребенка в процессе лечения.

    Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу.

    Детям, страдающим СДВГ, рекомендуется формулировать инструкции и указания четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны дамам, им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности. Они должны следить за соблюдением ребенком режима дня (четко регулировать время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Для коррекции поведения можно использовать так называемое оперантное обуславливание, которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведение ребенка. Наказания должны следовать за провинностями быстро и незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению. Совместно с малышом необходимо выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение, а также расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Следует также не переутомлять малыша при выполнении задании, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо ограничить участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так же важен выбор партнеров для игр — желательно, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными.

    Ругать ребенка, страдающего снвг, за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать. В чем разница между понятиями «ругать» и «критиковать»? Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную — его поступкам.

    Как это выглядит на практике?

    «ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно надо сказать, что кроха делает плохо), надо вести себя так…» Ни и коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми: «Коля хороший, а ты плохой». Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в группе, классе (не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 минут) и пр.

    Конечно, необходима комплексная реабилитация таких детей с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. При этом лечение должно быть индивидуальным и назначаться с учетом данных обследования.

    В США и европейских странах наиболее широко в лечении СДВГ используются психостимулирующие средства. Употребление данных препаратов при их высокой эффективности очень часто сопровождается развитием побочных эффектов. Наиболее частыми из них являются бессонница, раздражительность, боли в животе, снижение аппетита, головные боли, тошнота, торможение роста.

    У нас для лечения СДВГ традиционно применяют ноотропные средства {глиатилин, кортексин, энцефабол). Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные (объединяющие) функции головного мозга. Данные препараты более эффективны в тех случаях, когда преобладает невнимательность. Если же преобладает гиперактивность, применяют препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту. Это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции и головном мозге. Наиболее часто используют пантогам, фенибут. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача-невролога.

    Кроме того, для лечения СДВГ используется транскраниальная микрополяризация — воздействие очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга.

    Существует еще один способ лечения СДВГ — метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание: поскольку у детей мозг достаточно пластичный, его можно «обучить» правильно функционировать. Суть метода заключается в том, что к голове ребенка крепятся электроды, при помощи которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, которая отображается на экране компьютера. В игровой форме «усилием волн» ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (образец нормы тоже отображается на экране). Основная задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы запомнить такое «нормальное» состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию. Но применять данное лечение у детей можно только начиная с 8-9 лет: маленьким детям трудно понять, что именно от них требуется.

    Радует то, что часть гиперактивных детей «перерастают» свое заболевание, то есть в подростковом возрасте у них исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70 процентов детей проявления сдвг переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно если не заниматься лечением этой патологии).

    Причины СДВГ

    Точная причины возникновения СДВГ не известны, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:

    Общее ухудшение экологической ситуации.

    • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
    • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
    • Угрозы выкидыша.
    • Хронические заболевания матери.
    • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
    • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
    • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
    • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

    Рекомендации для родителей детей с СДВГ:

    Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности?

    Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами — очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела». Скажите себе: «четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными.

    — малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного — снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой.

    — научить ребенка управлять собой — ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: «хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

    — в воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

    — ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

    — необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).

    — в некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

    — «движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

    — иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

    — обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть — не заставляйте его!

    — подготовьте своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для него — просто панацея. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.

    — приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («тебе интересно это, давай посмотрим…»), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

    — научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней гармонии — это йога, спокойная музыка.

    Если врач- невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

    Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

    Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.).

    Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

    Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

    Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

    Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребенку в глаза.

    Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал.

    Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

    Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

    Повремените с оформлением такого ребенка в детский сад.

    Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

    Гиперактивный ребенок — особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем в любви безусловной, когда ребенка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!

    Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

    Источник: www.b17.ru